суббота, 22 сентября 2012 г.

«Гуманизация образования средствами историко – обществоведческих дисциплин»


Войнова Г.М. «Гуманизация образования средствами историко – обществоведческих дисциплин». Публикация  в сборнике научных трудов «Актуальные вопросы современной науки: Материалы XVI Международной научно – практической конференции» (Издательство «Перо» Москва, 30 июля 2012г).
В XIX веке, оценивая технические достижения человечества, один из идеологов славянофильства К.С.Аксаков отмечал: «При невероятных материальных усовершенствованиях, при необъяснимом богатстве способов и средств для жизни чувствуется и слышится повсюду страшная бедность души, оскудение внутреннего родника жизни, для которого только и можно трудиться и работать, при котором только и имеют цену все открытия и успехи. К чему эти богатства и удобства, если потеряет душу человек, одно, что дает ему цену? К чему, например, книгопечатание, если потерян разум?» Приведённая цитата, на мой взгляд, имеет прямое отношение и к сегодняшнему дню. В XXI веке положение личности в обществе, её благополучие, возможность реализовать свои потребности и даже сохранить своё здоровье во многом зависит от гуманизации  образования.

Гуманизация образования - это обращение к личности, индивидуальности, создание условий для наиболее полного раскрытия и реализации потенциальных, творческих возможностей человека.
В проблеме гуманизации образования выделяются два аспекта: индивидуализация обучения и гуманитаризация образования. Гуманитаризация образования предлагает изучение гуманитарных дисциплин и расширение гуманитарной составляющей в других учебных дисциплинах. Обучение с учётом индивидульно - психологических особенностей (темперамента, характера, уровня способностей, ценностных ориентации и т.д.) - это важный момент в преподавании истории и обществознания. На первых уроках я задаю вопросы: зачем нужно изучать историю? Каких исторических деятелей вы помните?
Личностно-ориентированное образование предполагает осознание учениками целей каждого урока, принятие их как своих. Так, на вводном уроке истории в 10 классе я предлагаю познакомиться с высказываниями русских историков и увидеть, что человек творит историю.
В конце каждой темы подвожу итоги, говорю о том, насколько удалось решить поставленные задачи. Важно, чтобы на уроке ученик превратился из пассивного слушателя в активного преобразователя информации, поэтому урок заканчиваю вопросом не о том, что мы изучили сегодня, а о том, что узнали. Главное - мотивация во всём! Также прошу ответить на вопросы: что я понял? Что думаю? Что чувствовал? Ответы на них часто оцениваю в письменной форме. Суть рефлексации - приучить к самоконтролю, самооценке, саморегулированию. Второй аспект гуманизации образования - его гуманитаризации.
Наши учебники истории декларируют понятия «толерантность», «патриотизм», «правосознание», но вот о конкретных людях - субъектах истории речь идёт крайне редко. Биографии исторических деятелей похожи на «объективки», в которых практических не прослеживается судьба человека в истории. Вспомните фильм «Доживём до понедельника». Ученик, рассказывая о лейтенанте Шмидте Петре Петровиче, ссылается на то, что в учебнике о нём всего 15 строчек. А сегодня о таких людях в наших учебниках и этих 15 строчек нет!
Стремясь восполнить эти пробелы, я в курсе истории обязательно даю опережающие индивидуальные задания, связанные с изучением жизненного пути исторических деятелей, среди которых и В.И.Ленин, и А.Ф.Керенский, и А.И.Деникин. На уроках обществознания мы с учащимися говорим не просто о законах диалектики, а о самом Гегеле, об учителе Александра Македонского Аристотеле и т.д. При этом я всегда подчёркиваю, что не надо ждать, пока президент, губернатор (как раньше царь-батюшка) обеспечит тебе лучшую жизнь. Свою жизнь надо делать каждому самому. Как говорил известный русский педагог рубежа XIX-XX веков В.П.Вахтеров, «чтобы стать хорошим хозяином своей участи, надо иметь просветлённый ум, обладать творческими силами и действовать самостоятельно»
Человек - открытая система, следовательно, необходимо глубоко изучать его связи с социальным миром, воздействие на него достижений мировых и национальных культур. У нас, к сожалению, сегодня преобладает массовая культура, которую поэт Е.А.Евтушенко назвал инструментом дестабилизации насе­ления. А ведь Россия всегда славилась высоким уровнем духовной культуры, преемственностью духовных традиций!
На уроках истории, обществознания я обязательно работаю с понятиями «культура», «нравственность», «добро и зло». Обсуждая тему «Ценности истинные и мнимые», мы говорим с учащимися о творчестве земляков - писателей, деятелей искусств, о культуре чувств, общения. (А.Знаменский, И.Варавва, В.Лихоносов, В.Захарченко, Г.Понаморенко, А.Нетребко). Говорим о людях, которые, несмотря на не слишком высокое социальное положение своих родителей, сумели достичь выдающихся результатов (например, актриса Мария Николаевна Ермолова была дочерью театрального суфлёра, писатель Виктор Петрович Астафьев получил образование в ФЗО, актриса балета Анна Павлова - дочь прачки).
На занятиях я стремлюсь всячески подчёркивать значение личных усилий, постоянного труда для достижения поставленной цели. В этом отношении бывает уместен рассказ об афинском ораторе Демосфене, который родился с дефектом речи. Он стал выдающимся оратором, неустанно работая над собой (он учился говорить громко на берегу моря, перекрикивая шум волн, поднимался в горы, чтобы отработать дыхание и т.д.)
Гуманистическая природа образования ориентирована на развитие чувственно-эмоциональной сферы, установление эмоционально - чувственного контакта между педагогом и учеником на основе диалога. Педагог должен быть открытым, способным транслировать свои мысли учащимся, принимать учащихся такими, какие они есть, оптимистически подходить к каждому ученику, уметь понять его внутренний мир и мотивы.
Подростка надо вести к успеху, чтобы он уважал себя, чувствовал уважение окружающих. Создание ситуации успеха для каждого обучающегося - одна из основных позиций гуманистического образования. Безусловно, педагог должен быть и артистом. Он должен владеть вниманием аудитории при помощи дикции, жестов, мимики и т.д. Чтобы урок проходил успешно, должна быть создана атмосфера «гуманистического пространства», в котором ученик может проявить себя.
Так, на уроках обществознания, работая с понятием «человек», я провожу мини-практикумы, например на тему «Я хороший». Далее он перечисляет свои достоинства, черты характера, увлечения. Заканчивается мини-повествование обращением к одноклассникам: «Я хороший, а ты. Валя, Коля...» - и Коля, Валя продолжают.
Известный психолог и социолог Э.Фромм указывал на две противоположные жизненные позиции: «иметь» и убыть». Первая означает сведение смысла жизни к потреблению: «Я есть то, чем я обладаю». Вторая заключается во взаимодействии с миром: «Я есть то, что со мной происходит». При первой позиции человек сосредоточен на средствах существования, при второй - на содержании жизни, на том, чем она наполнена.
Решая вопросы гуманизации образования, невозможно обойтись без интеграции с другими учебными дисциплинами. Например, на уроках обществознания я провожу интегрированные семинарские занятия. Изучая тему «Человек», провожу семинар по проблеме «В чём смысл человеческого существования?». При подготовке к семинару по данной теме рекомендую учащимся ознакомиться с работами известных философов, с современными публикациями в газетах и журналах, религиозной литературой, материалами по биологии, химии, литературе, истории. Семинар проводится в форме коллективного обсуждения, в ходе которого каждый имеет право высказывать свою позицию и учиться её отстаивать.
Такие занятия обогащают учащихся новыми идеями, к которым они возвращаются уже после семинара в разных жизненных ситуациях. Но право на выбор остаётся за ними, они не получают готовых рецептов. Решение зависит от их интеллекта, жизненной позиции, убеждений. Смыл своей жизни каждый определяет сам посредством поставленных и реализованных целей.
В школе сегодня основное внимание уделяется уже не столько знаниям, умениям и навыкам, сколько формированию компетенций. Знание не всегда спасает от бесчеловечных дел. К примеру, человек знает, что такое патриотизм, но его поведение, его отношение к Родине никак не соответствует этому знанию. Поэтому важно добиваться единства знания и поступков, умений и деятельности, т.е. быть компетентныем!

Комментариев нет:

Отправить комментарий